Фотоистории

Вриндаван

Итак, мы ступили на святую землю Вриндавана. Считается, что это святое место не имеет границ.

 

Нельзя просто приехать в такое удивительное место и не выразить ему почтения. Поэтому нам необходимо совершить парикраму, то есть обход вокруг Вриндавана.

 

Сама по себе парикрама – удивительное явление. Оно символизирует много философских концепций, например, сама жизнь представляет из себя парикраму. Мы родились в каком-то месте, в поклоне вошли в этот мир, пошли по этому миру. Обошли всё вокруг, вернулись в то же самое место в старости, умерли в том же самом положении, в такой же беспомощности, посмотрели на мир.

 

Парикрама составляет около 10 км и занимает 2–3 ча­са.
В Ведической традиции считается очень благоприятным обходить вокруг храма или алтаря с Божествами, считается, что это очищает от множества грехов. А теперь можно задуматься, сколько же блага мы получим, если обойдём за один раз сразу вокруг более чем 5000 храмов, сотни сокровенных мест и святых личностей, живущих здесь?!

 

По возможности проходить этот путь нужно босиком; также рекомендуется начинать обход ранним утром, в самое благостное время, встретив восход солнца в пути. В большинстве своём местные жители обходят Вриндаван каждый день.

 

На пути можно встретить паломников и местных жителей, которые совершают такую парикраму поклонами. Что само по себе очень тяжело физически. В руках у них только камешек, который они перекладывают к месту, где заканчивается один поклон и начинается другой. Уровень сознания таких людей, безусловно находится на очень высоком уровне и их любви к Богу можно только позавидовать.

 

Ну что, пошли? Присоединяйтесь друзья!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Храм Радха-Рамана один из самых знаменитых храмов Вриндавана . Он знаменит прежде всего очень удивительным самопроявленным Божеством - Шри Радха Рамана. Явление этого необычного вриндаванского Божества связано с именем великого вайшнавского святого Гопала Бхатты Госвами (1503-1585).

 


История такова. Однажды в день праздника один богатый купец пожертвовал Гопала Бхатте Госвами разнообразные дорогие ювелирные изделия, украшения и одежды для Божеств (по традиции, Божества украшают и наряжают в специально пошитые одежды). Но эти дары одновременно и обрадовали, и огорчили Гопала Бхатту, поскольку у него не было мурти (Божества) Господа, а были только божественные камни из северной реки Кали-Гандхаки, шалаграм-шилы. (В Непале Гопала Бхатта нашёл в реке Кали-Гандаки двенадцать шалаграма-шил. Он взял их с собой, но, возвратившись во Вриндаван, почувствовал себя очень падшим и решил, что не обладает соответствующей квалификацией, чтобы поклоняться им. Проделав долгую и трудную дорогу назад, Гопала Бхатта Госвами хотел поместить Шалаграмы обратно в реку, но они вновь и вновь заскакивали ему обратно в руки, не желая оставаться в воде. Увидев в происходящем знак свыше, Гопала Бхатта принёс Шалаграма-шилы обратно во Вриндаван и начал поклоняться им. До конца своей жизни он носил их на шее, обёрнутыми в ткань.).

 


…И на следующее утро после того, как Гопала Бхатта просто накрыл подаренными одеждами шалаграма-шилы, он обнаружил, что произошло чудо – одна из шил превратилась в удивительное по красоте Божество Радха-Рамана, играющего на флейте! Имя Радха-Раман означает «Тот, Кто дарит счастье и радость Шримати Радхике». С того момента и началось поклонение Радха-Раману в одном из семи главнейших храмов священного Вриндавана. Храм так и называется – Радха-Рамана-Мандир. В этом храме нет Божества Шримати Радхарани (вечной спутницы Кришны). Говорят, что пуджари несколько раз пытались поставить рядом с самопроявленным Божеством еще и мурти Шримати Радхарани, но всякий раз мурти Радхики таинственным образом исчезало. Наконец, тайна была раскрыта. Оказывается, Божество Радха-Рамана уже соединяет в себе и Шри Кришну, и Шри Радху.

 

 

Радха-Рамана-Мандир – один из любимейших храмов жителей Вриндавана, хоть это священный город часто называют «городом 5 тысяч храмов» (на самом деле их там куда больше, так как свои храмы там имеются чуть ли не в каждом доме или даже в простой лачуге). В предрассветные часы местные жители обходят основные храмы, чтобы приветствовать Господа Кришну и Его возлюбленную Шримати Радхарани. По вечерам храм Радха-Рамана бывает полон, люди с нетерпением ждут открытия алтаря и появления Хозяина храма. В ожидании Радха-Рамана местные жители и паломники сидят напротив алтаря и взывают к Нему пением молитвы «Радха-Рамана Харибол!» Наконец, Радха-Раман как бы неожиданно появляется перед посетителями храма и принимается щедро раздавать Свои благословения, причем самые разные: от ниспослания жениха или невесты до покупки дома.

 

 

Надо сказать, что Божество Радха-Рамана – одно из немногих Божеств, никогда не покидавших священного Вриндавана, даже в лихие годы жестокого правления династии Великих Моголов, которые разрушали храмы Кришны и вынуждали брахманов прятать Божества в других провинциях. Большинство Божеств Вриндавана нашли прибежище в Розовом Городе Джайпуре (Раджастхан), где им поклоняются с особой пышностью. Моголы не смогли завоевать Раджастхан, населенный гордыми и воинственными раджпутами. А многие Божества так и остались в Джайпуре. Но Радха-Раман всегда находится во Вриндаване.

 

 

 

,

Удивительные истории можно услышать, посещая древние храмы в этом удивительном месте, в величественном и загадочном Вриндаване. Одной из таких историй мы бы хотели поделиться с вами, друзья.

 

 



Одним из главных храмов Вриндавана является величественный Храм Радха-Мадана-Мохана. Храм посвящён Кришне. Был построен в XVI веке Капура Рама Дасом из Мултана. Он с первых секунд поражает нас своим расположением и невероятной красотой. Имя Божества Мадана-Мохана переводится как «очаровывающий Купидона, бога любви».


История начинается около 500 лет назад, когда великий святой Санатана Госвами жил в Махаване, рядом с местом во Вриндаване, где родился Кришна. Там он соорудил соломенную хижину, в которой обычно и молился весь день и ночь. Однажды, выйдя на улицу просить милостыню, он набрёл на маленькую деревеньку на берегу Ямуны и увидел, как мальчики на берегу играют в мяч. Один из них был особенно обаятельным и прекрасным, Санатана тут же подумал: «Должно быть это Кришна». Санатана Госвами последовал за этим очень темнокожим мальчиком к его дому в Матхуре и увидел, что он жил, как член семьи брахмана, которого звали Чаубе. Санатана рассказал семье Чаубе, что этот мальчик на самом деле Кришна, и что они не должны позволять Ему играть с другими детьми и пачкаться; они должны поставить Его на свой алтарь и поклоняться Ему. Хотя семья Чаубе была удивлена услышанному, но всё же они согласились последовать совету.
 


Следующей ночью мальчик предстал перед Шрилой Санатаной Госвами и сказал, что Он на самом деле Мадана-мохан и хочет пойти вместе с Санатаной на парикраму по Враджа-мандале (в то время Санатана регулярно совершал такие парикрамы).


На следующее утро Санатана вернулся в дом Чаубе и узнал, что отцу приснился точно такой же сон и поэтому тот был не против, чтобы он забрал Мадана-мохана с собой. Перед тем как забрать Его, Санатана объяснил Мадана-мохану: «Я очень бедный человек, которому почти нечего есть. Если Ты пойдёшь со мной, Тебе придётся принимать всё, что я Тебе предложу. Если Ты хотя бы раз пожалуешься, я сразу же отправлю Тебя обратно, чтобы Чаубе готовили Тебе хорошую пищу».
 


Мадана-мохан пообещал принимать всё, что Шрила Санатана Госвами приготовит для Него. Единственное чего Он хотел - это отправиться вместе с ним на парикраму. Шрила Санатана Госвами взял Мадана-мохана с собой на Двадашадитья-тилу (холм, на котором расположен изначальный храм Мадана-мохана), откуда открывается вид на реку Ямуну. Он хранил Божество в корзине, свисавшей с дерева, и предлагал Ему любую пищу, которая доставалась ему без каких-либо особых усилий.


Санатана Госвами был очень отречённым и почти ничего не ел. Каждый день он тратил немного времени на сбор подаяний и по возвращении предлагал Мадана-мохану всё, что ему пожертвовали. Обычно пожертвований было совсем немного. Иногда у него не было ничего кроме муки. Смешав её с водой из Ямуны, он делал шарики из теста и затем кидал их прямо в огонь. Через некоторое время он их вытаскивал, счищал почерневшую корку, и потом предлагал Мадана-мохану. Такой простой хлеб называют бати.


В один из дней, когда Шрила Санатана Госвами предложил Мадана-мохану пресные бати, без овощей, риса, дала, и даже без соли, Божество посмотрело на бати и спросило: «Можно Мне хотя бы соли к бати?» Санатана ответил: «Я знал, что Ты станешь жаловаться! Я бедный человек, но Ты согласился принимать всё, что я смогу Тебе предложить. Если же Тебе этого не достаточно, я отнесу Тебя обратно к Чаубе». Но Мадана-мохан запротестовал: «Нет! Нет! Я съем эти бати без соли. Я просто хочу быть с тобой».
 


На следующий день по Ямуне плыла лодка, полностью гружёная солью для продажи в Агре. И как раз у подножья холма, где жил Санатана Госвами, она села на песчаную мель. Торговец по имени Кришнадаса Капур поднялся на холм и попросил Шрилу Санатану Госвами помочь ему высвободить лодку. Однако Санатана сказал: «Я старый человек. Как я могу помочь тебе?» Затем он указал на Мадана-мохана: «Попроси Его. Может быть Он тебе поможет». Помолившись Мадана-мохану, Капур вернулся к лодке и увидел, что лодка чудесным образом сошла с мели. Пораженный увиденным, он тут же поклялся построить хороший храм для Мадана-мохана после того как продаст весь свой товар. В Агре соль продалась по двойной стоимости! Этот храм, открывшийся в 1581-ом году, был самым первым храмом в городе Вриндаван.


В 1670-ом году многие храмы были разрушены мусульманским тираном Аурангзебом. Царь Джайпура, Махараджа Джай Сингх, распорядился, чтобы Мадана-мохан и другие основные Божества Вриндавана были перевезены в его столицу. Среди Них также были Говиндаджи и Гопинатха. Несколько лет спустя Махараджа Гопал Сингх попросил разрешения перевезти Мадана-мохана в Кароли, где правил он сам, так как его жена, приходившаяся сестрой Джай Сингху, была очень привязана к Нему и не могла жить без Его даршана.


Джай Сингху это предложение не понравилась, и поэтому он придумал особое испытание для Гопала Сингха. Гопал Сингх должен был с завязанными глазами войти в комнату, где стояли Мадана-мохан, Говиндаджи и Гопинатха, и определить, кто из них Мадана-мохан. В истории сказано, что как только Гопал Сингх вошёл в комнату, он тут же направился прямо к Мадана-мохану и обнял Его лотосные стопы. Тут уже Джай Сингх никак не мог отказать.


В наши дни Мадана-мохан по- прежнему находится в Кароли, что примерно в двухстах километрах от Вриндавана и Джайпура.
Храм Мадана-мохана в Кароли расположен в старой части города.
Однажды на Гопала Сингха напали солдаты Маратхи, и ему пришлось укрыться в крепости рядом с храмом. Там он молился Мадана-мохану о защите, тогда Божество явило еще одно чудо: неожиданно городские пушки сами дали залп по нападающим, и им пришлось отступить.


После того, как изначальный храм Мадана-мохана был разрушен мусульманами, потомки учеников Санатаны Госвами, следившие за храмом, построили новый храм, вплотную прилегающий к старому. Там установлены пратибху-мурти (заменяющее Божество, равное по могуществу изначальному).

 

 

 

 

 

 

 

Неотъемлемой частью времяпрепровождения во Вриндаване, где каждый житель 24 часа занят служением Богу, является посещение древнейших храмов.

 

Мы посетили 7 основных. Божества, которые находятся в этих храмах, обладают невероятной силой и исполняют все духовные желания.


Атмосфера в них невероятно благостная и умиротворяющая. Музыканты исполняют раги и поют мантры, воспевают славу Бога. В воздухе запах цветочных гирлянд, благовоний и топлёного масла, в котором горят фитильки, когда открывают алтарь по коже бегут мурашки и всё вокруг наполнено каким-то мистическим очарованием.


По традиции в храм приходят с каким-либо подношением для Божеств (это могут быть фрукты, цветы, огонёк или натуральные благовония).

 


Службы (арати) в таких храмах проходят несколько раз в день. Первая проходит в 4:30 утра. 


Поклонение на алтаре называется "пуджа", слово происходит от "puj" - поклоняться, почтение, приветствие. Основа слова пуджа - "яджа", означает обслуживание или почитание, т.е. те действия которые доставляют удовольствие Богу. 


Обряд поклонения завораживает: трубят раковины, звенят колокола, Божествам предлагаются цветы, благовония, светильник, кусок красивой ткани и пищу, приготовленную на огне.


Многим из таких Божеств непрерывно поклоняются около 500 лет. А история трёх главных Божеств Вриндавана уходит корнями в события, происходящие несколько тысяч лет назад.